Практикум: "Скетч-Баттл: Немой перевод!" (30 мин)
Цель: Практиковать перевод сложного, бюрократического взаимодействия в максимально простой, понятный и эффективный формат, используя исключительно мимику, жесты и язык тела для демонстрации контраста. Цель — не только освоить невербальные навыки, но и посмеяться над абсурдностью бюрократии и радостью простого решения!
Материалы: Карточки с развернутыми описаниями сложных бюрократических ситуаций, таймер, символические награды.
Примеры сценариев для команд (фокус на передаче СУТИ ситуации и эмоций без слов, с акцентом на юмор и гротеск):
Сценарий 1: Отказ в субсидии из-за «неверно расположенной запятой» (или другой абсурдной ошибки).
«НЕ ОЧЕНЬ…» (Бюрократический кошмар):
Гражданин: Вначале полон надежды, вручает кипу документов с легкой улыбкой. По мере того, как госслужащий «находит» проблемы, его лицо вытягивается, брови ползут вверх, руки хватаются за голову, он медленно сползает со стула под тяжестью «непонимания». В конце он пытается «съесть» документ от отчаяния или рвёт его в мелкие клочья (воображаемые).
Госслужащий: Сидит с каменным лицом. Берёт документ, достаёт гигантскую (воображаемую) лупу, ищет что-то, затем тычет огромным пальцем в невидимую точку в углу листа. Затем достаёт (воображаемый) стопки пыльных регламентов, листает их с пафосом, покачивает головой, «говорит» о какой-то мелочи. С видом победителя машет рукой, показывая, что гражданин должен принести «ещё 100500» новых бумаг.
«ПОНЯТНО!» (Человеческое решение):
Гражданин: Снова приходит с кипой документов, но теперь с опаской.
Госслужащий: С улыбкой берёт документ, быстро «сканирует» его глазами, жестом показывает, что проблема в одной конкретной точке. Берёт один карандаш, делает один легкий жест исправления, показывает, что всё «готово». Делает жест «всё очень просто!» и предлагает «рукопожатие» или «отправку» гражданина с улыбкой. Гражданин сначала не верит своему счастью, потом расплывается в широкой улыбке и делает жест «чудо!».
Сценарий 2: Задержка в сроках выдачи документа из-за «мистического сбоя системы».
«НЕ ОЧЕНЬ…» (Бюрократический кошмар):
Гражданин: Заходит, нервно поглядывая на часы. Протягивает руку за документом. По мере объяснений госслужащего, его лицо сжимается, он начинает стучать ногой, теребить воротник, потом делает жест «я сейчас взорвусь». Он пытается прорваться за стол, чтобы самому «починить» компьютер, но его останавливают.
Госслужащий: Сидит перед (воображаемым) компьютером. Вначале пытается сделать вид, что работает, но потом экран «синеет» (актер делает испуганное лицо), компьютер «дымит» (актер машет руками, изображая дым), «искрит» (актер дёргается). Госслужащий панически звонит кому-то по (воображаемому) телефону, делает беспомощный жест «ну вот опять!». Затем разводит руками и отсылает гражданина, показывая «неизвестно когда».
«ПОНЯТНО!» (Человеческое решение):
Гражданин: Заходит с тревожным лицом.
Госслужащий: Сразу же (ещё до вопроса гражданина) поднимает палец вверх, как бы говоря «Да, есть проблема, но я её знаю!». Быстро «перезагружает» компьютер, делает несколько решительных нажатий клавиш. Потом показывает, что документ «почти готов», и делает жест «ещё чуть-чуть» (пальцами). Затем протягивает «готовый документ» и делает жест «забирайте!». Гражданин показывает облегчение и радость, обнимает «документ» как родного.
Сценарий 3: Переход на «интуитивно понятную» цифровую платформу, которая ни разу не интуитивна.
«НЕ ОЧЕНЬ…» (Бюрократический кошмар):
Гражданин: В руках у него (воображаемый) телефон или планшет. Он пытается что-то «нажать», но экран «постоянно вращается», «выскакивают ошибки» (актер делает гримасы недоумения и ярости). Он «теряет» курсор, «тычет» пальцами в воздух. В конце концов, швыряет (воображаемый) гаджет на пол и топчет его ногами.
Госслужащий: Стоит рядом, пытается помочь. Сначала показывает на экран, потом делает огромный жест «ЭЦП!» (изображая, как подписывают нечто невидимое), потом «много шагов». Гражданин не понимает. Госслужащий сам начинает путаться, потеет, его движения становятся лихорадочными, он пытается «вбить» информацию, но его руки запутываются в (воображаемых) проводах. В конце концов, он отворачивается, делая жест «я бессилен».
«ПОНЯТНО!» (Человеческое решение):
Гражданин: Снова заходит с «планшетом», но теперь со страхом.
Госслужащий: Подходит, с уверенной улыбкой берёт (воображаемый) планшет в свои руки. Быстро и легко делает 2-3 «клика» по «экрану» (четкие жесты пальцами), затем показывает «готово!». Делает жест «очень просто, правда?». Гражданин сначала в шоке, потом расцветает, сам берет планшет и легко «повторяет» действия, показывает «Спасибо!».
Сценарий 4: Классическое «Хождение по кругу» между десятью кабинетами.
«НЕ ОЧЕНЬ…» (Бюрократический кошмар):
Гражданин: Заходит в первый «кабинет» (один из углов сцены). Госслужащий (актер) указывает на другую «дверь» (другой угол). Гражданин бежит туда. Там его отправляют в третий «кабинет», затем в четвертый, в пятый… Каждая «дверь» закрывается перед ним. Госслужащие разных «кабинетов» (другие актеры команды) лишь пожимают плечами, разводят руками, или указывают дальше. Гражданин становится все более растрепанным, его движения замедляются, он задыхается, падает от изнеможения, делая жест «Бесконечность!».
Госслужащие (команды): Могут изображать разных «чиновников», которые появляются на секунду, чтобы отмахнуться от гражданина и указать в другое место. Может быть, один играет в (воображаемый) телефон, другой ест, третий делает вид, что пишет.
«ПОНЯТНО!» (Человеческое решение):
Гражданин: Заходит снова, но теперь уже с подозрительностью.
Госслужащий: Сразу же встаёт, делает жест «идите за мной!». Берёт гражданина за руку (воображаемо) и ведет его напрямую к «нужной двери» (без обхода других «кабинетов»). Там другой госслужащий (или сам актер, если он один) сразу же протягивает «готовый документ» или делает жест «решено!». Гражданин в изумлении, потом делает жест «вот это да!», и они обмениваются «высокими пятью».
Ход упражнения:
- Разделение на команды (2 мин): Участники делятся на 4 команды, придумывают забавные названия.
- Объяснение задания (5 мин): Каждая команда получает карточку с описанием сложной ситуации. Задача – подготовить две короткие сценки (по 1-2 минуты каждая), используя только мимику, жесты, позы и язык тела (без слов!), максимально преувеличивая:
Сценка 1: «НЕ ОЧЕНЬ…» – госслужащий и гражданин взаимодействуют в бюрократической ситуации, демонстрируя через невербалику всю сложность, непонимание, запутанность и фрустрацию, доводя до абсурда.
Сценка 2: «ПОНЯТНО!» – та же ситуация, но госслужащий (и, возможно, гражданин) через простые, понятные жесты и мимику демонстрируют ясность, помощь, решение проблемы и взаимопонимание, показывая, как всё может быть легко и просто.
Цель – наглядно показать КОНТРАСТ исключительно невербальными средствами, ну и вызвать смех!