Карта факторов влияния на решение
Каждая группа выбирает одну типичную управленческую дилемму:
- Сказать или промолчать — озвучить риск проекта без подтверждения или подождать указаний сверху?
Вы руководите проектом цифровизации одного из процессов госуслуг. Разработчики сообщили вам о вероятном срыве сроков из-за ошибки в ТЗ. Пока риски не подтверждены окончательно. Вы находитесь на планёрке у вице-министра — озвучить сомнения сейчас или сначала уточнить всё внутри команды? - Руководство против закона — действовать по букве закона или искать компромисс с руководством?
Руководитель вашего департамента поручает выдать служебное жильё сотруднику «по договорённости», несмотря на то, что тот не соответствует критериям очередности. Вы знаете, что за этим могут последовать последствия — исполнить указание или настаивать на соблюдении закона? - Срочная закупка — нарушить процедуру ради результата или упустить возможность?
Проект по обеспечению интернета в сельских школах буксует. Вам срочно нужен технический модуль, но тендер займёт минимум 40 дней. Поставщик предлагает поставить по прямому договору, но без гарантий. Нарушить процедуру или дождаться конкурса? - Формальный отчёт или реальное состояние дел — приукрасить отчёт или честно отразить отклонения?
Внутренний аудит выявил отставание по внедрению системы Е-otinish в вашем регионе. Отчёт уходит в АП. Оставить как есть и получить выговор или описать формально «в рамках плана»? - Лояльность или результат — привлечь внешнего эксперта или «спасти лицо» команды?
Вы курируете национальный ИТ-проект, но команда не справляется. Есть эксперт из другого ведомства, который уже решал аналогичную задачу. Привлечь его (хотя руководство может расценить это как недоверие к своей команде) или «тянуть» своими силами? - Открытая коммуникация с населением — говорить формально или честно без полной информации?
После сбоя в системе распределения грантов вузы и родители требуют объяснений. Вы ещё не получили внутренний доклад, но вышли на брифинг. Что говорить: честно признать проблему или озвучить общие формулировки, чтобы «не разжигать»? - Инновация без нормативной базы — поддержать пилот или ждать официального утверждения?
В вузе запускают систему адаптивного обучения с ИИ, которая даёт хорошие результаты. Однако нормативная база её не предусматривает. Как представитель управления образованием — вы поддержите инициативу или приостановите «до согласования»? - Поддержка непопулярной идеи — продвигать инициативу, зная о несогласии руководства?
*Вы считаете, что внедрение цифровых заявлений в ЦОНах снизит нагрузку и коррупцию, но руководство скептически относится. Продвигать проект на совещаниях или отложить, «чтобы не раздражать» начальство?
Задача заключается не в том, чтобы ответить на вопроса, а в том, чтобы обсудить, какие факторы повлияли бы на принятие Вашего решения: данные, интуиция, давление, опыт, регламент и т.д.
Затем группы представляют свою «карту факторов влияния на решение», используя технику «Солнечная диаграмма».
В центре листа — круг с формулировкой дилеммы. От него отходят как лучи солнца не менее 8 факторов, влияющих на принятие решения: нормативные ограничения, ценности, личная ответственность, ожидания руководства, ожидания граждан, давление времени, опыт, данные и др.
Каждый луч подписывается фактором, а длина луча отражает степень влияния: чем длиннее — тем более значим этот фактор.