Кейс правоохранительные органы и целеполагание
Правоохранительные органы Казахстана традиционно ориентированы на снижение количества зарегистрированных правонарушений на 3-5%. На первый взгляд, это логичная цель, так как сокращение числа преступлений создаёт ощущение повышенной безопасности. Однако в реальности, такой подход может вызывать целый ряд проблем, связанных с узкой ориентацией на статистическое сокращение преступности. Сравнение данных за последние годы показывает, что подобная цель не всегда отражает реальное положение дел в криминогенной среде и может приводить к противоречивым последствиям.
К примеру, согласно данным Бюро национальной статистики, в 2023 году в Казахстане было зарегистрировано 136 696 преступлений, что на 12% меньше по сравнению с предыдущим годом. На первый взгляд, это свидетельствует о положительной динамике. Однако снижение числа зарегистрированных преступлений не всегда отражает реальное состояние криминогенной обстановки.
Например, Казахстан занимает десятое место в международном рейтинге по числу самоубийств с показателем 23,8 случая на 100 тыс. человек, что указывает на высокий уровень насущных социальных проблем, которые требуют комплексного подхода.
Особую озабоченность вызывают преступления против детей. По данным Министерства внутренних дел, в 2023 году отмечен рост числа преступлений против детей, включая 83 случая изнасилования и 11 убийств.
Ориентация на статистическое сокращение преступлений может побуждать сотрудников не регистрировать или минимизировать внимание к новым видам преступлений. Узкий фокус на традиционные категории преступлений мешает органам уделять должное внимание новым или растущим угрозам, в том числе преступлениям против личности и социальным проблемам, как в случае с высоким уровнем самоубийств.
Проблемы оперативного целеполагания
Ориентация на оперативные цели, такие как снижение числа зарегистрированных преступлений, может приводить к следующим негативным последствиям:
- Сокрытие преступлений: Сотрудники могут избегать регистрации определённых правонарушений, чтобы не ухудшать статистические показатели. Это особенно актуально для преступлений, требующих длительного и сложного расследования, таких как преступления против несовершеннолетних.
- Недостаточное внимание к новым видам преступлений: Стремление к снижению числа зарегистрированных преступлений может отвлекать внимание от выявления и предотвращения новых угроз, таких как киберпреступления или преступления в сфере торговли людьми.
- Снижение доверия общества: Когда граждане ощущают, что правоохранительные органы больше заботятся о статистике, чем о реальной безопасности, это подрывает доверие к ним и снижает готовность сообщать о правонарушениях.
Необходимость стратегического подхода
Для эффективного противодействия преступности необходимо перейти от узконаправленных оперативных целей к стратегическому планированию, включающему:
- Выявление и предотвращение новых видов преступлений: Акцент на мониторинге и анализе новых угроз позволит своевременно реагировать на изменяющуюся криминогенную обстановку.
- Повышение раскрываемости преступлений: Фокус на качестве расследований и доведении дел до суда способствует снижению уровня безнаказанности.
- Укрепление доверия общества: Прозрачность и открытость в работе правоохранительных органов, а также внимание к проблемам граждан, повышают уровень сотрудничества и эффективности в борьбе с преступностью.
Какие выходы видите Вы? Как и где создать баланс между оперативными и стратегическими целями, котороый позволит более адекватно оценивать и реагировать на реальные угрозы, снижая уровень криминогенности и повышая безопасность общества.