Live Education

Упражнение "Трехслойный анализ: Факт, Мнение, Интерпретация"

Задание: Каждая группа получает один из восьми представленных ниже управленческих текстов (выдержка из письма-жалобы, выступления акима, пояснительной записки и т.д.).

Задача:

  1. Внимательно прочитать текст.
  2. Выделить факты (F) — то, что является объективно проверяемым, измеримым, наблюдаемым.
  3. Выделить мнения (М) — субъективные оценки, суждения, личные убеждения или эмоциональные реакции.
  4. Выделить интерпретации (И) — объяснения причин, смыслов, последствий, которые могут быть предположениями или выводами, требующими доказательств.

После анализа каждая группа презентует свои выводы в табличном формате:

Факт

Мнение

Интерпретация

Тексты для анализа (8 вариантов):

Текст 1: Из обращения жителя в «Электронное правительство»

«Уважаемое «Электронное правительство»! Хочу выразить своё глубокое разочарование работой новой системы онлайн-регистрации земельных участков. С тех пор, как её запустили, ничего не работает. Мои документы висят уже две недели, и это полная катастрофа! Очевидно, что разработчики просто некомпетентны, а весь проект – очередной провал.»

Текст 2: Из выступления районного акима на совещании по ЖКХ

«Мы видим, что количество аварий на теплосетях в этом отопительном сезоне значительно возросло. Это свидетельствует о крайне безответственном подходе коммунальных служб к подготовке к зиме. Они, по всей видимости, просто не проводили должных ремонтных работ, предпочитая экономить бюджетные средства, что привело к такому плачевному результату.»

Текст 3: Из отчета об исполнении бюджета (фрагмент пояснительной записки)

«Исполнение бюджета по статье «Развитие туризма» составило 70% от запланированного. Низкий процент освоения средств объясняется сложной внешнеэкономической ситуацией и, как следствие, снижением туристического потока. Мы полагаем, что к концу года ситуация улучшится, и нам удастся освоить большую часть оставшихся средств.»

Текст 4: Из статьи в местной газете о новой дорожной развязке

«Новая дорожная развязка, открытая месяц назад, существенно улучшила транспортную ситуацию в центре города. Однако жители близлежащих домов утверждают, что это лишь отвлекающий маневр, и на самом деле проблемы с пробками не решены, а просто переместились в другие районы. Многие считают, что проект был излишне дорогостоящим и неэффективным.»

Текст 5: Из внутреннего служебного доклада о кадровой политике

«В текущем году наблюдается увеличение текучести кадров среди молодых специалистов на 15% по сравнению с прошлым годом. Основной причиной, вероятно, является низкий уровень заработной платы в сравнении с частным сектором и недостаточные возможности для карьерного роста. Это вызывает серьезную озабоченность, так как ведет к потере ценных кадров и снижению эффективности работы.»

Текст 6: Из выступления общественного деятеля на слушаниях по экологии

«Состояние воздуха в нашем городе катастрофическое. Данные официальных датчиков занижены, это очевидно. Предприятия продолжают отравлять нашу атмосферу без всякого контроля, и это прямое следствие коррупции и безразличия чиновников к здоровью граждан. Мы требуем немедленных и радикальных мер, иначе экологическая ситуация станет необратимой.»

Текст 7: Из пресс-релиза государственного предприятия о запуске нового сервиса

«Наше предприятие успешно запустило новый онлайн-сервис для подачи заявлений, который значительно упростит процесс для граждан. Пользователи уже отмечают интуитивно понятный интерфейс и высокую скорость обработки запросов. Это беспрецедентный прорыв в сфере государственных услуг и яркий пример того, как цифровизация улучшает жизнь каждого.»

Текст 8: Из протокола рабочего совещания в Министерстве образования

«По результатам мониторинга, уровень цифровой грамотности учителей в ряде сельских школ остается низким. Отмечено, что большинство из них испытывают трудности с использованием интерактивных досок. Это, скорее всего, связано с недостатком системного обучения и отсутствием мотивации у преподавателей. Необходимо разработать комплексную программу переподготовки.»

Ответьте на вопросы:

  • Что было труднее всего отличить в этих текстах: факт от мнения, или мнение от интерпретации? Почему?
  • Насколько часто вы сталкиваетесь с подменой одного другим (например, мнения выдаются за факты, а интерпретации — за доказанные выводы) в своей повседневной работе с документами или в коммуникациях?
  • Как, по вашему мнению, такие ошибки влияют на принятие решений в госорганах, на формирование стратегий или на общественное доверие и репутацию государственных структур?

 

error: Content is protected !!