Live Education

КОНЦЕПЦИЯ

подготовки профессиональных команд с предпринимательским типом мышления на базе физико-математического высшего образования

Концепция подготовлена в целях реализации первого этапа (по пилотному заказу предприятий) подготовки профессионалов, обладающих знаниями образовательной программы высшего образования (на базе физмат) в симбиозе с компетенциями предпринимательской деятельности (business leadership) и навыками решения проектных задач в реальных производственных условиях.

При подготовке Концепции была использована основная идея подготовки профессионалов для производства по методу «здесь и сейчас», а также официальные статистические материалы и материалы из открытых источников.

Новая волна трансформации экономики создает все больше спрос на «гибридные» (смешанные) навыки необходимые не только в собственном бизнесе, но и при построении карьеры в найме.

На сегодняшний день, все больше компаний в поисках специалистов, эффективно исполняющих несколько ролей в решении одной задачи. И одной из компетенций, все более востребованной на рынке – решение круга бизнес задач, требующих набора предпринимательских навыков.

К примеру, навыки продажи и продвижения, анализа, а также управления финансами востребованы в каждой компании вне зависимости от отраслевой направленности и формы собственности.

В свою очередь, предпринимательское мышление обеспечивает необходимый взгляд на задачи с позиции владельца бизнеса и нестандартные решения имеющихся задач. Такие навыки в симбиозе с техническими компетенциями физико-математической направленности могут дать колоссальный эффект по оптимизации бизнес-процессов и решение любой задачи компании.

Данная Концепция направлена на описание идеи подготовки «гибридных» специалистов с базовым уровнем высшей школы физико-математического направления и набором предпринимательских навыков, необходимых к решению бизнес задач с использованием математических методов и предпринимательского мышления.

Сегодня в Казахстане все больше компаний сталкиваются с проблемами поиска и найма специалистов, необходимых именно под стратегические задачи компаний, и это определяется многими факторами.

С одной стороны, знания и умения молодых специалистов, полученных в системе образования, часто не удовлетворяют требованиям работодателей. Многие компании не рассматривают молодых специалистов, поскольку получить результаты и доверить молодому специалисту руководить проектом занимает от 6 месяцев до 1 года. С другой стороны, сами молодые специалисты в некоторых случаях имеют завышенные требования при трудоустройстве на работу. Так, многие выпускники, недовольные заработной платой и условиями труда, которые предлагают им работодатели, отказываются от работы по полученной профессии.

Возникший круговорот «потребность» и «предложение» в течении последних лет не может найти соответственное равное условие.

Понимая острую нехватку специалистов на рынке труда и восполнение квалифицированными, востребованными именно в компаниях,  принципы подготовки молодых специалистов в стране под заказ компаний набирает все больше популярности. Уже сегодня реализуются ряд инициатив, направленных на подготовку, переподготовку выпускников и молодых специалистов для рынка труда.

К примеру, государство совместно с бизнес-сообществом реализует дуальное образование, предполагающее подготовку молодых специалистов по принципу  60% практики на производстве и 40% теории на базе учебных заведений технической, профессиональной направленности.

Для студентов и выпускников высшей школы подобных инициатив со стороны государства нет, однако распространены частные инициативы, направленные на подготовку специалистов для компаний. В частности, в данных инициативах участвуют сами компании и предприятия.

Группа компаний АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» ежегодно ведет программу стажировки для студентов высших учебных заведений по техническим специальностям.

В программе принимают участие студенты 3-4 курсов бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры. Отбор состоит из четырех уровней: регистрация и онлайн IT тест, IT задачи по профилю, тесты на способность и интервью по компетенциям. Программа стажировки длится 3 месяца в Группе компаний                АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» в 5 городах (Нур-Султан, Алматы, Усть-Каменогорск, Павлодар, Атырау).

К примеру, по итогам программы стажировки 2018 года трудоустроены 33 претендента из 72.

Аналогичные инициативы – «nFactorial Incubator» (Интенсивная 7-недельная программа по подготовке для рынка высококлассных мобильных разработчиков, которая охватывает участников со всего Казахстана: работающих профессионалов, студентов и школьников в возрасте от 15 лет. Основная цель проекта была подготовить 10000 программистов, которые в год будут приносить в экономику страны более 1 млрд. долларов США, создать крупнейший в Центральной Азии центр подготовки профессиональных кадров в области IT и построить крупнейший центр в регионе по IT-аутсорсингу), «Яндекс лицей» (подготовка школьников-программистов), «Аlem» (подготовка IT-специалистов мирового уровня: без учителей, лекций, оценок и других элементов традиционного образования по принципу «Peer learning») и другие.

Дополнительно, в стране функционируют частные учебные центры, где любой желающий может повысить свою компетенцию или обучиться любой направленности без труда. Однако, не всегда молодой специалист может понять ту необходимую потребность компаний и определить свою возможность в построении карьеры.

В мировой практике, все больше и больше рабочих мест становятся «гибридными», объединяя наборы навыков, которые раньше не присутствовали в одной профессии.

На сегодняшний день, четверть профессий в экономике США демонстрируют сильные признаки гибридизации, где наряду с профессиональными навыками обязательны навыки маркетинга и продвижения, финансов и аналитики. Профессии с общепринятыми навыками в симбиозе с набором дополнительных навыков являются самыми быстрорастущими и высокооплачиваемыми в компаниях.

Однако, проблема подготовки в университетах специалистов с «гибридными» навыками в США стоит остро – учебные программы не успевают за потребностями и предъявляемыми требованиями компаниями.

Для этого, крупные гиганты как Amazon, Microsoft, Alphabet и др. создают собственные программы в дополнение университетским. В компаниях существуют отдельные отделы, которые проводят анализ и выявляют востребованные навыки под задачи компаний и создают программы для студентов, получая через короткий срок готовых специалистов.

Аналогичные подходы используются и во Франции, где одним из прорывных проектов в сфере подготовки  кадров «под ключ» стала школа «Ecole 42», готовящих специалистов под задачи компаний обучаясь в работе с существующими кейсами и проектами без каких-либо учебных программ и тренеров. Принцип данной школы также используется и на Украине.

Отмечается, что подготовка специалистов с набором навыков востребованных на рынке как в международной практике, так и в Казахстане ведется по основной траектории бизнес-университет, где университет выступает основным по обучению базовым общеобразовательным навыкам, а бизнес как дополнительный, с набором определенных навыков под задачи самого бизнеса.

Учитывая острую потребность в молодых профессионалах в стране, обладающими знаниями и навыками решения экономических, научных, инженерных проблем, а также  бизнес задач любой компании, с целью восполнения потребности со стороны компаний по принципу «здесь и сейчас» будет создана школа  «физмат десант».

Основной целью школы «физмат десант» является – подготовка высококвалифицированных кадров для разрешения бизнес задач эффективными методами, основанными на высоких физико-математических знаниях выпускников высшей школы, подкрепленных набором предпринимательских навыков и практикой решения сложных задач в реальных условиях производства, с реализацией психологической коррекции, направленной на формирование  инициативной модели поведения.

Задачи школы «физмат десант».

  1. Сформировать инициативный предпринимательский тип мышления в рамках наемной работы.
  2. Адаптировать академические и профессиональные знания к решению практических вопросов.
  3. Сформировать полноценно необходимые компетенции для решения различного рода управленческих задач.
  4. Социализировать молодых специалистов с математическим мышлением под условия реальной действительности.
  5. Задать новый уровень стандарта в подготовке бизнес кадров.

Основные принципы  школы «физмат десант».

Первое. Отбор 10 самых лучших выпускников физико-математической высшей школы страны.

На сегодняшний день, в Казахстане подготовка кадров ведется в 124 высших учебных заведениях (45 – гос., 79 – частные). Выпуск по всем специальностям в текущем году по стране насчитывается до 80,0 тыс.студентов, из них по физико-математическим специальностям – 2 637 студентов.

Из более 2 тыс. выпускников, потенциальными участниками школы могут быть лишь 10, которые в свою очередь пройдут жесткий как «онлайн» так и «оффлайн» отбор из числа 300 потенциальных претендентов.

«Онлайн» отбор будет включать математические тесты, тесты на логику и мышление, знание английского языка, а также психологический тест на выявление возможностей претендентов.

«Оффлайн» отбор будет включать собеседование «face to face» с математиками школы и консультантом по психологии.

Второе. Прокачка и наращивание востребованным набором предпринимательских навыков 10 участников школы.

В течение 6 месяцев участники школы пройдут обучение по 7 блокам (1) идея и маркетинг, 2) командная работа и HR, 3) анализ рынка и финансы, 4) прототипирование и производство, 5) продажи, 6) продвижение 7) дизайн и мышление.

Участники школы будут разделены на 5 десантных команд, по предварительному специальному отбору 1+1 по траектории евангелист идеи – продавец и технический аналитик (по образу: Стив Джобс и Стив Возняк).

Такая траектория позволяет выстроить эффективные команды, способные создавать грандиозные идеи и реализовывать их, ставя четко выстроенные задачи и решения.

Обучение для участников школы будет проходить 6 месяцев (2 месяца на базе школы и 4 месяца на базе производства).

Третье. По  вышеуказанным 7 блокам участники школы будут обучаться не только с тренерами, но и в реальных условиях компаний. При этом, основные болевые точки компаний и задачи по их росту будут выявляться десантными командами по специально обученным методам. По мере прохождения практики в каждой конкретной компании, командами в режиме внутренней конкуренции вырабатываются собственные решения проблемных зон на базе математических подходов.

Четвертое. Выпускники школы «физмат десант» после обучения остаются трудоустроены в командах компаний на позициях с высоким фондом оплаты (не менее 1 млн.тг.).

За все время обучения участники школы будут являться получателями школьной стипендии, размер которой будет определяться ежемесячно индивидуально в зависимости от результатов команды, но не менее 100 тысяч тенге в месяц для каждого участника школы.

Отличительной чертой принципов школы «физмат десант» от других ведущих подготовку на практике является.

  1. Из физико-математиков взращивание «гибридных» профессионалов, обладающих навыками предпринимательского мышления и опытом решения бизнес-задач любой сложности.
  2. Выявление проблем и задач компаний, а также работа над ними самими участниками школы, что даст большой эффект для компаний, желающих найти болевые точки и улучшить бизнес-процессы, а далее получать профессиональных специалистов уже в свою команду на стратегические позиции.

3. Трудоустройство выпускников школы на позиции с высоким фондом оплаты труда.

Реализация школы «физмат десант» обеспечивается механизмами объединения HR и образовательных методов обучения, вкупе с методами коучинга.

В целях обеспечения высокой отдачи в процессе обучения на этапе отбора принимаются лица с физико-математическим высшим образованием, получивших одобрительное заключение комиссии (математиков-экзаменаторов, психолога), а также проявившие согласие продолжать обучаться в течение последующих 6 (шести) месяцев с последующим трудоустройством на следующих условиях:

  1. Согласие с программой, методикой обучения, выполнение всех заданий, изучение предоставляемого материала и прохождение промежуточного контроля, устанавливаемого тренерами и привлеченными консультантами.

Данное условие действует на весь период обучения в школе и закрепляется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Согласия на сбор информации и личных данных об участнике, результатов обучения, аттестаций, анализа и проверок, архивных, кадровых данных, использования для ознакомления потенциальных работодателей и сотрудников школы.

Данное условие действует в течение 5 (пяти) лет после завершения обучения в школе и закрепляется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Согласия на использование данных, а также информации о результатах обучения, открытий, авторства и других материалов для публикаций в интернете и СМИ, а также на проведение и использование результатов аудио, фото и видео съемки.

Данное условие действует в течение 5 (пяти) лет после завершения обучения в школе и закрепляется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Отказ от распространения информации в любом проявлении о процессе программы, методике, других материалов обучения и условиях контракта со школой, а также информации ставшей известной в ходе обучения в школе при контакте с другими участниками школы и/или сотрудниками школы.

Данное условие действует в течение 5 (пяти) лет после завершения обучения в школе и закрепляется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Возврат денежных средств в пользу школы при отказе и прерывании обучения, либо невыполнении поставленных задач перед командой школы – тренеров и привлеченных консультантов.

Размер денежных средств, требуемых к возврату определяется исходя из затраченных финансовых средств школы на момент отказа и дополнительного вознаграждения, размер которого определяется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Отказ от выражения негативного или осуждающего мнения, а также иной информации, которая может повлечь негативные для школы последствия. В случае возникшей негативной ситуации для школы со стороны участника, будут предусмотрены штрафные санкции в пользу школы, размер которого определяется в договорных условиях между школой и участником.

Данное условие действует в течение 5 (пяти) лет после завершения обучения в школе и закрепляется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Согласие с трудоустройством на позиции, предлагаемые школой, с последующей оплатой в пользу школы вознаграждения в размере 50% месячного фонда оплаты труда в течение трех месяцев (от трех месячного должностного оклада), совокупно составляющих не менее 1,5 млн тенге.

Данное условие действует в течение 3 (трех) месяцев после завершения обучения в школе, с момента трудоустройства участника и закрепляется в договорных условиях между школой, участником и работодателем.

  1. Согласие с последующим дополнительным бесплатным обучением (по предварительно составленному профилю) в школе в целях повышения по карьерной лестнице и/или увеличения фонда оплаты труда. В случае повышения по должности и увеличения фонда оплаты труда согласие на последующую оплату в пользу школы вознаграждения в размере 50% месячного фонда оплаты труда в течение трех месяцев после наступления вышеуказанных событий (от трех месячного должностного оклада после изменения должности и заработной платы), совокупно составляющих не менее 1,5 млн тенге.

Данное условие действует в течение 5 (пяти) лет после завершения обучения в школе и закрепляется в договорных условиях между школой и участником.

  1. Возврат денежных средств в пользу школы при отказе от трудоустройства (назначения на должность) или от карьерного сопровождения школой после завершения обучения в школе.

Размер денежных средств, требуемых к возврату определяется исходя из затраченных финансовых средств школы на весь период обучения участника и дополнительного вознаграждения, размер которого определяется в договорных условиях между школой и участником.

Механизмы Проекта также обеспечиваются:

  1. Созданием (школой) профиля компетенций каждого участника школы – будущего кандидата на трудоустройство в бизнес сектор на основе запроса потенциальных работодателей.
  2. Формированием (школой) личных дел на каждого сотрудника, которые пополняются из неограниченного круга источников и в любом объеме.
  3. Созданием (школой) автоматизированного инструмента тестирования компетенций каждого участника школы на начальном этапе и после завершения обучения, с целью определения склонности участника к решению бизнес задач определенного характера, отслеживания динамики развития и формирования рекомендаций для работодателей.
  4. Формированием тренерами, коучами, психологами школы персонального плана развития каждого участника, с последующей реализацией самим участником школы.
  5. Систематическим дневным обучением (участником) и выполнением практических работ самостоятельно и/или под контролем тренеров и коучей.
  6. Работа (участником) в команде с другими участниками школы на основе проведенного анализа (школой) компетенций участников и рекомендаций психологов.
  7. Прохождением (участником) психологической коррекции в пользу расширения собственного потенциала в решении бизнес задач.
  8. Прохождением (участником) краткосрочной практики в реальных действующих компаниях с любой отраслевой направленностью, с целью отработки навыка выявления новых подходов решения стоящих перед компаниями бизнес задач.
  9. Созданием (школой) траектории карьерного роста участника школы с набором дополнительных компетенций на период от 1 (одного) года до 5 (пяти) лет, с целью повышения компетенций, знаний и навыков.
  10. Постоянным совершенствованием (школой) как образовательного процесса, так и методов и подходов обучения и образовательного контента.
  11. Изучением (участником) лучших практик, расширением кругозора и постоянный поиск к самообразованию, в рамках собственного профиля компетенций для применения в обучении в школе.
  12. Обеспечение (школой) внутренней конкурентной среды и предусмотрение выплаты стипендий участникам по индивидуальному подходу к каждому, в зависимости от результатов обучения.
  13. Обеспечение (школой) прямой связи как с высшими учебными заведениями, так и с потенциальными работодателями (на основе подписки и/или партнерских договоров).
  14. Ведение (школой) внутреннего рейтинга успешных участников школы и их результаты по итогам обучения и публикация в открытых источниках информации об оконченном участником высшем учебным заведении.
  15. Реализации (школой) планов персонального развития каждого участника школы, составленных совместно с командами школы.

Описанные механизмы Проекта являются базовыми и могут быть дополнены исходя из образовательных подходов школы. Кроме того, все механизмы и требования будут отражены в договорных условиях между школой, участником школы и партнером-работодателем.

В целях создания и функционирования школы «физмат десант» будет создана команда, которая будет состоять из постоянно действующих сотрудников школы, тренеров по 6 блокам программы и внешних исполнителей и консультантов.

  1. СЕО школы «физмат десант» принимающий все стратегические решения, обеспечивающие устойчивый рост Проекта.

СЕО школы является главным методологом и автором Проекта, а также одним из главных тренеров образовательных программ школы по навыкам предпринимательства.

  1. COO школы «физмат десант» отвечающий за повседневные стратегические операции, а также принимающий управленческие решения (по согласованию с СЕО).
  2. Координатор Проекта отвечающий за все рабочие процессы школы, соблюдение графика проведения обучения, взаимодействие с участниками школы, а также с другими заинтересованными сторонами, потенциально являющимися партнерами школы и/или заинтересованные в партнерстве.
  3. Тренера школы:
  • Команда физико-математического образовательного блока, отвечающие за отбор претендентов в состав школы «физмат десант», а также за образовательные программы по направлению «математика» и ведущие по взращиванию знаний и навыков участников школы;

Данная команда ведет работы на протяжении подготовительного этапа Проекта (но не более 2 месяцев на каждый набор школы).

  • Команда психологов, отвечающие за консультирование школы, связанное с отбором потенциальных претендентов в состав школы «физмат десант», определение их личностных качеств и способностей максимально раскрыться в Проекте, а также ведущие личные консультации для участников школы в целях раскрытия их потенциальных возможностей.

Данная команда ведет работы 1) по отбору претендентов в число 10 лучших участников школы; 2) по личностным консультациям с участниками школы (не менее 1 раза в месяц в течении 4 месяцев на каждый набор школы); 3) по составлению личной программы – траектории  для каждого участника в целях раскрытия потенциала для бизнеса.

Данная команда ведет работы на протяжении времени реализации Проекта (но не более 4 месяцев на каждый набор школы).

  • Команда бизнес-тренеров, отвечающие за образовательный блок по предпринимательству и ведущие тренинги для участников школы, составляющие программы и методики, а также отвечающие за проведение замеров – срезов для участников школы.

Данная команда ведет работы на протяжении всего времени реализации Проекта (но не более 6 месяцев на каждый набор школы).

  • Команда по финансам, отвечающие за образовательный блок по финансам, ведущие тренинги для участников школы, составляющие программы и методики, а также отвечающие за проведение замеров – срезов для участников школы.

Данная команда ведет работы на протяжении времени реализации Проекта (но не более 2 месяцев на каждый набор школы).

5) Внешний привлеченный консультант отвечающий за анализ по выявлению проблемных зон в компаниях (места, где будут проходить практические работы для участников школы) и формирование задач для участников школы «физмат десант».

Внешний привлеченный консультант ведет работы на протяжении времени реализации Проекта (но не более 4 месяцев на каждый набор школы).

Основная идея Проекта направлена на принципиально новый подход подготовки профессиональных кадров для предприятий, где из выпускников с образованием физико-математического направления взращиваются молодые бизнес-лидеры с профессиональными компетенциями предпринимательского мышления, навыками производственных работ и уже с готовой траекторией карьерного роста на предприятии.

Данная Концепция является основным ядром идеи подготовки участников школы «физмат десант», предполагающим возможность дальнейшего ее совершенствования.